Горючие элементы топлива – что это?
Под топливом понимают горючие соединения. Они способны выделять тепло при сжигании, бывают природными и искусственными. К первым, имеющим органическое происхождение, причисляют:
- дрова;
- сланцы;
- уголь;
- нефть;
- газ и другие.
В природе искусственного топлива, как понятно из самого его названия, не существует. К нему относят продукты, получающиеся при переработке органических веществ. Такое топливо – это:
- дизель;
- торфяные и прочие брикеты;
- бензин;
- керосин и так далее.
Вне зависимости от происхождения и типа горючие элементы топлива одинаковые. Их всего три – водород, углерод, летучая сера. Данные элементы определяют теплотворную способность. Она тем выше, чем больше указанных горючих элементов в топливе. Такая способность выражает величину калорий, выделяющихся при сгорании 1 кг дизеля, газа и другого соединения.
Кислород, содержащийся в топливе, не выделяет тепла, азот в реакциях горения участия не принимает. Эти элементы принято именовать внутренним балластом.
Интересно: Дизтопливо - цетановое число
Внешний балласт – влага и зола. Первая уменьшает эффект от сжигания топлива. Связано это с тем, что при горении вода испаряется. Зола состоит из щелочно-земельных и обычных щелочных металлов, сульфатной серы, оксидов алюминия, железа, кремния и других элементов.
Дизель – что это такое?
Солярка или дизельное топливо – жидкий продукт, получаемый по технологии прямой нефтеперегонки из керосиново-газойлевых фракций. Он предназначен для применения в двигателях внутреннего сгорания, работающих на дизеле.
Дизтопливо – коротко о главном
Дизель делят на высоко- и маловязкий. Первый используют для стационарных, тракторных и других тихоходных двигателей. Маловязкий подходит для быстроходных силовых агрегатов.
Дизельное топливо бывает зимнее и летнее, а также арктическое. Разница между ними заключается в следующих показателях:
- температуре застывания и помутнения;
- температуре фильтруемости (предельной).
Летнее дизтопливо застывает при -5 °С, зимнее – при -35 °С. Также существует арктический дизель. Он застывает при -55 °С, используется в регионах с очень холодными, продолжительными зимами.
Ключевой показатель дизтоплива – цетановое число. Оно описывает способность продукта к воспламенению. Другие важные показатели:
- температура перегонки – равна 200–350 °С;
- температура вспышки – не менее 55 °С.
Фракционный состав
Для определения фракционного состава дизтопливо нагревают в специальном приборе. Затем выполняют охлаждение паров, а выделенный конденсат в мерном цилиндре фильтруют. Основными точками при таком процессе считаются два показателя выкипания:
- 96 %. Описывает полноту сгорания топлива и склонность к формированию нагара;
- 50 %. Обуславливает пусковой потенциал дизеля.
Если дизельная фракция топлива включает большое количество легких углеводородов, процесс его сгорания изменяется. Для двигателей, работающих в теплое время года, рекомендуется использовать дизель, который выкипает при температурах от 170 до 360 °С, в зимнее – при 140–340 °С.
Стоит добавить, что дизтопливо в больших количествах является ядовитым продуктом. Оно относятся к токсичным соединениям четвертого класса опасности по степени влияния на организм человека.
Дизельное топливо – марки горючего
Современные предприятия, которые перерабатывают нефть, выпускают дизтопливо трех марок. Кратко опишем их.
- З. Зимнее горючее. Рекомендовано для эксплуатации при температуре не менее -20 °С. При морозах до -30 градусов нужно использовать дизтопливо марки ЗС – зимнее северное.
- Л. Горючее для лета, когда температура окружающего воздуха не опускается ниже 0 °С.
- А. Арктическое топливо. Его используют при температурах до -50 °С в регионах Крайнего Севера.
Дизтопливо разных видов маркируется. В условном обозначении горючего указывают:
- температуру застывания и массовую часть серы – для зимнего дизеля. Пример: 3-02-35. В этом дизеле не более 0,2 % серы, а застывает топливо при -35 °С;
- температуру вспышки и долю серы – для летнего горючего. Пример: Л-0,2-40;
- Массовую часть серы – для арктического топлива. Пример: Л-0,4.
Все описанные марки горючего различаются между собой температурами помутнения и застывания, величиной вязкости, фракционным составом. Эти показатели оказывают влияние на эксплуатационные свойства дизтоплива при изменении его температуры.
Интересно:
Вязкость дизтоплива - важная характеристика
Задайте любой интересущий
вас вопрос по телефону: